для определения потребностей, подготовки технических требований к оборудованию и ПО для координационно-диспетчерских центров и создания ИС СЭМП (для больниц и отделений)
Должность: |
Краткосрочный консультант в стране реализации проекта |
Проект: |
Совершенствование служб экстренной медицинской помощи |
Организация: |
Всемирный банк Министерство здравоохранения Республики Узбекистан Группа реализации проектом при Республиканском научном центре экстренной медицинской помощи |
Предпосылки:
В соответствии с постановлением Кабинета министров Республики Узбекистан от 23 ноября 2018 г. № 952 «О мерах по реализации проекта «Совершенствование служб экстренной медицинской помощи» при участии Международной ассоциации развития (МАР) Всемирного Банка начато реализация нового проекта «Совершенствование служб экстренной медицинской помощи».
В рамках компонента проекта (Компонент 2: Диспетчерские, коммуникационные и информационные системы) будут осуществлена автоматизация полного цикла оказания экстренной медицинской помощи как в мирное время, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций. Планируется создание и внедрение интегрированных автоматизированных информационных систем в деятельность координационно-диспетчерских центров (КДЦ) в Республике Каракалпакстан, во всех областях Узбекистана и в г. Ташкенте, а также госпитальных подразделений службы экстренной медицинской помощи (СЭМП). Предполагается, при необходимости, дооснащение дежурно-диспетчерской службы станций скорой медицинской помощи (СМП) и доработка их надлежащей интеграции в систему КДЦ СЭМП. Создаваемые интегрированные между собой автоматизированные системы догоспитального и госпитального звеньев системы ЭМП станут важным инструментом поддержки принятия как оперативных, так и управленческих решений, и содействия в осуществлении текущего мониторинга и оценки оказываемой населению скорой и экстренной медицинской помощи как в режиме посведневного функционирования, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Согласно Распоряжению Кабинета Министров Республики Узбекистан №РКМ 688-Ф от 19 августа 2019года «О внедрении современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность скорой медицинской помощи города Ташкент» в настоящее время усилиями Министерства здравоохранения, Министерства развития информационных технологий и коммуникаций, а также ООО «Центр программистов BePro», привлеченного как системный интегратор, закуплено современное информационно-коммуникационное оборудование, компьютерное оборудование, автотранспортные средства на базе амбуланс FORD, оснащенные специальным медицинским оборудованием и средствами связи. Кроме того, подготовлены технические площадки и создана телекоммуникационная инфраструктура для создания центра обработки данных (ЦОД). На технической площадке завершены работы по установке и настройке серверного оборудования ЦОД. Создана локально-вычислительная сеть, интегрированная в корпоративную VPN- сеть, объединяющую 12 подстанций скорой медицинской помощи. Разработано ядро программного обеспечения «Автоматизированная система управления скорой медицинской помощи - MEDDATA - 103.
Проектом предусмотрено:
- техническое оснащение КДЦ во всех 13 регионах страны и в городе Ташкенте;
- приобретение мобильных систем передачи данных, автоматизированных систем определения местоположения транспортных средств для автотранспорта службы санитарной авиации и отделов организации экстренной медицинской помощи при ЧС;
- поставка аппаратного обеспечения, включая сервера, рабочие станции и сети передачи данных, а также программное обеспечение для создания информационной системы госпитального подразделения службы ЭМП (отделений и больниц ЭМП).
Более подробная информация о проекте представлена в интернете по адресу:
http://documents.vsemirnyjbank.org/curated/ru/947051532613844200/Disclosable-Version-of-the-ISR-Emergency-Medical-Services-Project-P159544-Sequence-No-01
Общая архитектура и вертикал создаваемой единой коммуникационно-информационной системы службы экстренной медицинской помощи (ЕДКЦ СЭМП) Республики Узбекистан состоит из нескольких уровней и структурных компонентов:
- РЕСПУБЛИКАНСКИЙ УРОВЕНЬ:
- КДЦ при РНЦЭМП.
- Госпитальная информационная система (Hospital information system (HIS)) РНЦЭМП.
- Центральный регистр пациентов СЭМП (по типу “мастер-индекс пациентов”), интегрированный с Единым регистром пациентов Министерства здравоохранения Республики Узбекистан.
- Служба организации экстренной медицинской помощи при ЧС (ОЭМП при ЧС) РНЦЭМП.
- Служба санитарной авиации РНЦЭМП.
- РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ:
- КДЦ Республики Каракалпакстан и 12 областей страны.
- Дежурно-диспетчерская служба станций скорой медицинской помощи Республики Каракалпакстан, г. Ташкента и 12 областей страны (оснащение финансируется из других источников).
- Госпитальная информационная система (Hospital information system (HIS)) филиалов РНЦЭМП.
- Региональный регистр пациентов СЭМП (по типу “мастер-индекс пациентов”), интегрированный с Единым регистром пациентов Министерства здравоохранения Республики Узбекистан.
- Служба организации экстренной медицинской помощи при ЧС (ОЭМП при ЧС) областных филиалов РНЦЭМП.
- Служба санитарной авиации областных филиалов РНЦЭМП.
- РАЙОННЫЙ УРОВЕНЬ
- Госпитальная информационная система (Hospital information system (HIS)) субфилиала РНЦЭМП (отделений экстренной медицинской помощи РМО/ГМО).
- Платформа интеграции системы в единый аппаратно-программный комплекс "Безопасный город".
- Платформа интеграции с Единой нормативно-информационной системой Национальной интегрированной информационной системы Министерства здравоохранения Республики Узбекистан (ЕНСИ НИИСЗ МЗ РУз) и действующими и разрабатываемыми информационными системами НИИСЗ МЗ РУз с использованием стандартов XML, HL7 v3, DICOM, МКБ10 и др.
Республиканский уровень должен содержать следующие функциональные элементы:
- Телематическая платформа для сбора мониторинговых данных от машин СМП, ОЭМП при ЧС и санитарной авиации;
- Получение данных с МИС и GIS-платформы (на базе Национальной географической информационной системы (НГИС) Республики Узбекистан) для отображения на карте территорий Республики Узбекистан количества и координат ожидаемых, обслуживаемых и обслуженных вызовов за установленный период времени, координат стационарных и подвижных подразделений СЭМП, определения границ обслуживания территориальных подразделений СЭМП, координат и числа свободного коечного фонда.
- сервис по сбору и выборке статистических данных по различным аспектам деятельности СЭМП, в том числе СМП, ОЭМП при ЧС, санитарной авиации, госпитальных подразделений;
- предоставление оперативной справочной on-line информации, получение статистических отчетных форм за произвольный период, получение статистических выборок оказанной помощи на догоспитальном и госпитальном этапах за произвольный период;
- структурированный вывод информации событийного архива для анализа причин задержек обслуживания вызовов и качества работы подразделений СЭМП в соответствии с принятыми стандартами и др.;
- автоматическая выработка рекомендаций к принятию управленческих решений;
- ответы на запросы учреждений и населения по поводу оказания экстренной медицинской помощи;
- мастер-индекс пациентов СЭМП, интегрированный с Единым регистром пациентов Министерства здравоохранения Республики Узбекистан;
- модуль интеграции с ЕНСИ НИИСЗ МЗ РУЗ, и действующими и разрабатываемыми информационными системами НИИСЗ МЗ РУз с использованием стандартов XML, HL7 v3, DICOM, МКБ10 и др..
Региональный уровень должен иметь следующие функциональные элементы:
- Телематическая платформа для сбора мониторинговых данных от машин СМП, ОЭМП при ЧС и санитарной авиации соответствующего региона;
- GIS-платформа для отображения на карте соответствующего региона количества и координат ожидаемых, обслуживаемых и обслуженных вызовов за установленный период времени, координат стационарных и подвижных подразделений СЭМП, определения границ обслуживания территориальных подразделений СЭМП, координат и числа свободного коечного фонда.
- сервис по сбору и выборке статистических данных по различным аспектам деятельности региональных подразделений СЭМП, в том числе СМП, ОЭМП при ЧС, санитарной авиации, госпитальных подразделений;
- предоставление оперативной справочной on-line информации, получение статистических отчетных форм за произвольный период, получение статистических выборок оказанной помощи на догоспитальном и госпитальном этапах за произвольный период;
- структурированный вывод информации событийного архива для анализа причин задержек обслуживания вызовов и качества работы подразделений СЭМП в соответствии с принятыми стандартами и др;
- ответы на запросы учреждений и населения по поводу оказания экстренной медицинской помощи в регионе;
- региональный мастер-индекс пациентов СЭМП, интегрированный с Единым регистром пациентов Министерства здравоохранения Республики Узбекистан;
- модуль интеграции с ЕНСИ НИИСЗ МЗ РУЗ, и действующими и разрабатываемыми информационными системами НИИСЗ МЗ РУз с использованием стандартов XML, HL7 v3, DICOM, МКБ10 и др.
Платформа интеграции систем координационно-диспетчерской службы РНЦЭМП и его филиалов в единый аппаратно-программный комплекс "Безопасный город" должна обеспечить:
- тесное взаимодействие по обмену информацией между дежурно-диспетчерскими подразделениями службы ЭМП с экстренными оперативными службами соответствующего региона;
- незамедлительное осведомление и обеспечение скоординированного ускоренного реагирования бригад СМП и других экстренных оперативных служб при угрозах жизни и здоровью людей, пожарах, дорожно-транспортных происшествиях, нарушениях общественного порядка, а также авариях, несчастных случаях и чрезвычайных ситуациях;
- предоставление пострадавшим, их родственникам и ведомствам по их запросу необходимой (разрешенной) информации о состоянии и дислокации пострадавших, обеспечение прозрачности в рассмотрении их обращений;
- ведение системного контроля своевременного реагирования экстренных оперативных служб.
Платформа интеграции с Единой нормативно-информационной системой Национальной интегрированной информационной системы Министерства здравоохранения Республики Узбекистан (ЕНСИ НИИСЗ МЗ РУз) и действующими и разрабатываемыми информационными системами НИИСЗ МЗ РУз с использованием стандартов XML, HL7 v3, DICOM, МКБ10 и др. должна обеспечить:
- обеспечение использования единого пространства нормативно-справочной информации государственных органов Республики, исключающее повторное, некорректное использование единожды введенной информации;
- обеспечение использования международных стандартов передачи и хранения информации медицинского назначения;
- обеспечение взаимообмена информацией между информационными системами МЗ РУз.
Hospital information system (HIS) службы ЭМП должна содержать функционалы:
- учет больных (ведение больных, работа с реестрами и списками больных);
- клиническая служба (приемно-диагностическое отделение, клинические отделения, операционный блок, управление коечных фондом);
- параклиническая служба (инструментальная диагностика, лабораторная диагностика, консультативные кабинеты);
- медицинская статистика и аналитика (медицинская статистика, аналитика для руководителей разных уровней);
- финансово-экономическая служба (договорный отдел, бухгалтерия, расчет себестоимости медицинских процедур);
- материальный учет (закупки, аптека, медицинский склад, материальный склад, персонифицированный материальный учет);
- питание больных (диетслужба (кухня), пищевой склад);
- консультативная помощь (санитарная авиация, телемедицина);
- интеграция с внешними ИС (координационно-диспетчерской службой РНЦЭМП, координационно-диспетчерскими центрами филиалов РНЦЭМП), действующими и разрабатываемыми информационными системами НИИСЗ МЗ РУз с использованием стандартов XML, HL7 v3, DICOM, МКБ10 и др. с использование ЕНСИ НИИСЗ МЗ РУз.
Задачи и периметр работы:
Для целей Проекта Группа реализации проекта приглашает опытного специалиста по автоматизации организационно-технологических процессов координационно-диспетчерских центров экстренных служб для выполнения следующих видов работ:
- Экспертная оценка подготовленной местным консультантом Концепции и Технического задания на создание интегрированной медицинской информационной системы в службе экстренной медицинской помощи Республики Узбекистан.
- Формирование технических требований и потребностей к рабочим станциям и серверам с учетом:
- КДЦ республиканского и регионального уровня,
- ТЗ Hospital information system (HIS) РНЦЭМП, областного филиала РНЦЭМП, отделения экстренной медицинской помощи РМО/ГМО.
- Оценка технических предложений участников тендерных торгов на поставку рабочих станций, серверов и ПО на предмет функционально-технического соответствия полученных предложений с техническим заданием и техническими требованиями заказчика.
- Участие в приемочных испытаниях опытного образца автоматизированной диспетчерской системы координационно-диспетчерских центров и Hospital information system (HIS) в одном из регионов страны, а также в составлении заключительного отчета о выполнении соответствующего подкомпонента проекта.
Сроки и место выполнения работ:
Оказание консалтинговых услуг должно быть начато в ближайшее возможное время в 2020 г. Сроки оказания будут соотнесены с графиком реализации проекта до июня 2022 г., либо продлены далее в зависимости от хода работы.
Консалтинговые услуги должны быть оказаны в г. Ташкенте с кратковременными выездами в регионы страны (не менее 2 регионов).
Ожидаемые результаты работы:
Предполагаемый периметр консалтинговых услуг предполагает получение следующих результатов:
- Экспертная оценка концепции автоматизации организационно-технологических процессов и с указанием перечня автоматизируемых процессов.
- Создание спецификации на программное и техническое обеспечение для комплектования автоматизированной диспетчерской системы КДЦ РНЦЭМП и его филиалов, включая на комплект бортового навигационно-связного оборудования для оснащения санитарного автотранспорта и сотрудников санитарной авиации и ОЭМП, а также для Hospital information system (HIS);
- Экспертная оценка технического задания на выполнение работ по внедрению автоматизированной диспетчерской системы координационно-диспетчерских, координационно-диспетчерского службы РНЦЭМП и Hospital information system (HIS), а также окончательной адаптации соответствующего программного обеспечения;
- Представление экспертной оценки по результатам приемочных испытаний опытного образца автоматизированной диспетчерской системы координационно-диспетчерских центров и Hospital information system (HIS) в одном из регионов страны.
Все компьютерное и телекоммуникационное оборудование и программное обеспечение должны соответствовать действующим нормам и правилам техники безопасности, пожарной безопасности и взрывобезопасности, а также охраны окружающей среды при эксплуатации.
Оборудование и ПО должно иметь функции контроля доступа, идентификации (аутентификации), контроля целостности, аудита и мониторинга, криптографии (при необходимости), а также быть интегрирована с инфраструктурой открытых ключей в целях обеспечения разграничения доступа к обрабатываемой в них информации на уровне отдельных программных модулей и структур данных. ПО должно соответствовать требованиям законодательства Республики Узбекистан по защите персональных данных.
Требования к кандидатам:
- Образование высшее техническое/бизнес-управление (в сфере информационных систем, баз данных, мониторинга и оценки, программирования). Последипломное образование в сфере ИКТ является преимуществом.
- Опыт работы не менее 5 лет по оказанию консультационных услуг, связанных с проектированием и внедрением различных информационных и автоматизированных систем с применением информационных технологий.
- Знание основ, принципов, архитектуры НИИСЗ МЗ РУЗ,
- Кандидат должен иметь опыт выполнения следующих работ:
- подготовка технических заданий и технических требований по созданию и развитию комплексных информационных систем;
- разработка предварительного технико-экономического расчета с определением предварительной стоимости реализации проекта.
- Знание английского языка.
Отчетность
- Консультант подотчетен РНЦЭМП и ГРП проекта. Консультант должен основывать свой отчет и учитывать все аспекты ТЗ, отмечая ключевые вопросы.
- Консультант должен предоставить следующие сводные отчеты:
- Первоначальный отчет о планируемых работах с описанием механизма выполнения заданий (2 недели после начала работы).
- Анализ текущего состояния диспетчерских, коммуникационных и информационных систем службы экстренной медицинской помощи (2 недели после предыдущего отчета).
- Редактированный и дополненный вариант «Концепции создания интегрированной медицинской информационной системы в службе экстренной медицинской помощи Республики Узбекистан», предварительно подготовленный местным консультантом (1 неделя после предыдущего отчета).
- Отчеты по социальной оценке и по оценке воздействия на окружающую среду (2 недели после предыдущего отчета).
- Отчет по определения потребностей, подготовки технических требований к оборудованию и ПО
- Окончательный проект Технических требований к автоматизированной диспетчерской системе КДЦ РНЦЭМП и его филиалов (4 недели после предыдущего отчета).
- Заключительный отчет о деятельности – в течение 10 рабочих дней после окончания работы (2 недели после предыдущего отчета).
- Отчет по оценке технических предложений участников тендерных торгов на поставку рабочих станций, серверов и ПО на предмет функционально-технического соответствия полученных предложений с техническим заданием и техническими требованиями заказчика.
- Отчет по приемочным испытаниям опытного образца автоматизированной диспетчерской системы координационно-диспетчерских центров и Hospital information system (HIS) в одном из регионов страны, а также в составлении заключительного отчета о выполнении соответствующего подкомпонента проекта.
- Вся корреспонденция с Правительством и другими ведомствами, имеющими отношение к Проекту, должна направляться через Исполнительного директора проекта. Заключительный Отчет и другие документы, подготовленные консультантами, должны быть представлены Исполнительному директору проекта (эл. версия + твердая копия) на русском и английском языке. ЦБРП должно утвердить отчеты в течение 10 рабочих дней после согласования отчета с экспертной комиссии Минздрава.
Вложения клиента:
ЦБРП обеспечит консультанта меблированным офисным помещением, доступом к оборудованию для размножения документов и сети Интернет, местным услугам связи. Консультант должен иметь свой собственный ноутбук для использования в период предоставления услуг. Кроме того, ЦБРП предоставит через рабочую группу соответствующие материалы и отчеты, поможет установить контакт с различными заинтересованными организациями/учреждениями и организует встречи с представителями заинтересованных групп и прочих заинтересованных сторон.